Перевозка грузов морским транспортом имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать отправителю и получателю. В общем случае правила подготовки товаров или сырья для отправки в виде генеральных грузов указаны в ГОСТ 26653-85. Некоторые положения отображены в Приказе Минтранса РФ № ВР-1/п от 21.04.2003 г. Все обязанности по подготовке товаров к отправке и соблюдению требований, которым должна соответствовать морская упаковка, возлагаются на отправителя. Судовые компании вправе не принять груз к перевозке по морю, если тара (упаковка) не соответствует требованиям.
Каким воздействиям подвергаются грузы при морской перевозке?
Транспортировка готовой продукции, материалов, сырья, оборудования, запчастей по морю является наиболее экономичной, хотя и длительной. Для того, чтобы грузы были доставлены в целости и сохранности, необходимо предусмотреть надежную защиту от следующих негативных воздействий:
- Высокая влажность воздуха. Если не предусмотреть герметичную упаковку, то возможно образование коррозии на металлических поверхностях деталей, оборудования, повреждение электроники и электрооборудования, нанесение ущерба сухому сырью, материалам, одежде, аксессуарам и аналогичным товарам. За счет насыщенного содержания в воздухе солей значительно усиливается агрессивность воздействия, поэтому помимо деревянной тары необходимо предусмотреть и герметичную пленочную упаковку (в вакуумную, антикоррозийную, барьерную пленку), а саму тару нужно покрывать специальными составами для защиты от влажности и брызг, гниения и образования грибка (плесени).
- Вибрации, удары о другие грузы, предметы на палубе, в трюме. При ускорении, шторме на море возможна сильная раскачка судна. Плохо защищенные и недостаточно закрепленные хрупкие грузы могут легко повредиться при опрокидывании тары, при ударах.
- Повреждения при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Встречаются редко, но полностью их исключать нельзя. Хорошо запакованный в деревянную тару груз лучше защищен от падений. Необходимо обязательно наносить на упаковку манипуляционные знаки для указания способа погрузки-выгрузки.
- Воздействие ультрафиолета. Прямые солнечные лучи негативно воздействуют на различные товары, электронику, сырье, различные материалы, химические соединения, составы. Ящики из дерева надежно защищают грузы от ультрафиолета.
Деревянная тара также позволяет защитить грузы от сторонних запахов (при дополнительной внутренней упаковке), насекомых и грызунов (при проведении обязательной фумигации, фитосанитарной обработке), ветра, осадков, механических воздействий, а также от краж во время транспортировки.
Особенности деревянной тары для морских перевозок
Все деревянные ящики помимо защиты от механических воздействий являются дополнительной опорой для перевозимых грузов во время погрузки-выгрузки, транспортировки, хранения. Исключается опрокидывание оборудования, товаров, техники при условии дополнительного закрепления внутри тары. Возможна перевозка грузов схожих товарных групп в одном ящике при устройстве перегородок.
Ящики для морских перевозок находятся в условиях высокой влажности, поэтому дерево для производства тары обязательно пропитывается защитными составами или покрывается лаком, краской для предотвращения гниения, разрушения.
К преимуществам тары из дерева можно отнести следующее:
- Простота изготовления. Тара, как правило, является унифицированной для облегчения проведения погрузочно-разгрузочных работ, учета занимаемого пространства на морском судне. Впрочем, возможно изготовление ящиков под заказ по индивидуальным размерам.
- Максимальная защита грузов от механических повреждений. Исключаются проколы, царапины, трещины, различные деформации, вызванные контактом с другими грузами или конструкциями на судне или при хранении на складах.
- Возможность многократного использования. Многооборотная деревянная тара может использоваться многократно. Это усиленные ящики, которые допускается использовать повторно при отсутствии критических повреждений.
В соответствии с правилами международных грузоперевозок вся поставляемая на экспорт продукция (товары, материалы, сырье) должно упаковываться только в тару, прошедшую процедуру фумигации. При обработке дерева обеспечивается защита от насекомых, исключается риск распространения вирусов и бактерий.
Виды деревянной тары для морских перевозок
Транспортировка грузов возможна с использованием различной тары:
- Деревянные ящики. Изготавливаются из доски и бруса, покрываются защитными составами. Отличаются высокой прочностью, стойкостью к механическим воздействиям.
- Ящики из OSB, фанеры. Допускается транспортировка с использованием материалов на основе древесных плит, прессованной стружки. Обладают меньшей прочностью по сравнению с ящиками из дерева по ГОСТ, зато стоят дешевле, весят меньше.
- Поддоны, паллеты. Предназначены для повышения устойчивости габаритных грузов, блоков, а также для упрощения механизированной погрузки-выгрузки.
- Деревянная обрешетка. Использование решетчатых конструкций из досок позволяет предотвратить опрокидывание грузов, их контакт с различными конструкциями и другими грузами на судне.
Правильно подобранная деревянная тара для морских перевозок позволит надежно защитить грузы и исключить риски в отказе приема товаров, материалов, сырья к грузоперевозкам по морю из-за несоответствия тары действующим требованиям.